lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

Categories:
  • Music:

ВОКРУГ СЕЛИГЕРА

      Большая часть наиболее увлекательных занятий, доступных современному человеку, как, например, коллекционирование, филологические разыскания или велосипедные путешествия обычно апеллируют к глубоким слоям психологии, отчего и подчиняются порой не вполне линейным законам. Физиологически и прагматически нет особенной разницы между дистанцией, преодоленной на велосипеде в московском парке и такой же - в диком лесу, но для всякого любителя различия более чем очевидны.
      Среди великого множества возможных маршрутов я особенно люблю и высоко ценю круговые объезды вокруг озер: вероятно, тут тоже кроется что-то архаическое. За последние годы мне доводилось прокатиться вокруг озера Неро, Плещеева (большим кругом), Тивериадского моря, Женевского озера, северной части Кемиярви и много чего еще - и уже несколько лет в голову периодически приходила мысль о Селигере.
      Треки его кругового объезда существуют в сети: по всему получалось, что общая дистанция будет около 180 километров, причем по большей части без асфальта, так что хорошо было бы предусмотреть ночевку. Это потребовало небольшой доработки велосипедного хозяйства - собственно, покупки багажника и специальных сумок: даже минимальный кемпинговый набор занимает изрядное место. Новое снаряжение было опробовано неделю назад во время не слишком удачной поездки по грунтам из Конаково в Тверь: первоначально мы с моим обычным товарищем по велопоходам собирались ехать дальше на Торжок и Вышний Волочек, но прошедшие сильные дожди сильно подпортили лесную часть дороги, превратив ее в одну сплошную лужу, а мощный ливень, встретивший нас под Тверью, вкупе со стремительно ухудшившимся прогнозом, заставил вернуться назад. Но главное, что вся багажно-сумочная система показала свою устойчивость и жизнеспособность.
      Добраться до Осташкова, от которого начинаются все селигерские походы, не так-то просто: туда время от времени, подчиняясь каким-то таинственным ритмам, ходит поезд из Москвы - и иногда мимо пробегает электричка "Бологое - Великие Луки" - вот, собственно, и все. РЖД не слишком благословляет провоз велосипедов в своих пассажирских поездах: теоретически вы можете, разобрав их и закутав в чехол, запихать на багажную полку под немигающим взглядом соседей по купе, но отчего-то хочется этого упражнения по возможности избежать. При этом расстояние по прямой от Москвы до Осташкова - всего 370 километров по вполне приличному шоссе, что прямо наводит на мысли о машине. Мой собственный автомобиль выглядит довольно вызывающе, так что оставлять его на ночь без присмотра посередине незнакомого города было тревожно, но в Москве работают несколько систем каршеринга, позволяющих арендовать машину на фиксированное время - и это оказалось если и не самым дешевым, то уж точно самым простым выходом. В результате мы заангажировали на двое суток пестренький Nissan, сложили сиденья, застелили кузов пузырчатой пленкой, уместили, сняв передние колеса, два велосипеда, и двинулись в путь. Четыре часа спустя, припарковав его на въезде в Осташков, мы навьючили поклажу на велосипеды, заполнили фляги водой и покатили.

IMG_4787

      Первые 25 километров до деревни Светлицы и Нило-Столбенского монастыря проезжаются на одном дыхании - это популярный туристический маршрут и сюда проложен свежий безупречный асфальт.

IMG_4783

      В монастыре довольно многолюдно, есть небольшая трапезная, где (редчайший случай) - подают скоромное, что самым плачевным образом отражается на качестве кухни: обычно монастырские пирожки вспоминаешь после похода еще несколько дней, а здесь, напротив, они весьма средненькие. Впрочем, окружающие виды компенсируют гастрономическое фиаско.

IMG_4799

      Велосипеды предлагается оставлять при входе; там же недостаточно благочестиво одетым паломникам выдают особенные фартуки в защиту скромности (даром что монастырь мужской): в сочетании с велосипедной формой они сразу приобретают залихватски-шотландский вид.

IMG_4803

      От монастыря надо немного вернуться назад по тому же роскошному асфальту и повернуть по указателю на деревню Кравотынь.

IMG_4807

      Здесь автомобильные дороги заканчиваются: дальше некоторое время придется ехать по проселкам.

IMG_4810

      Судя по Яндексу, здесь же - последний работающий магазин на всей северной (большей) части маршрута.

IMG_4815

      Мы докупили в нем питьевой воды: конечно, отправляясь в болотно-озерный край, от жажды не пропадешь, да и всегда можно воду из ручейка прокипятить, но на дорогу хотелось иметь несколько литров запаса: в этот день было 26-27 градусов. Как выяснилось потом, на дороге до выхода к населенному левому берегу было еще как минимум два магазинчика, правда, один из них оказался закрытым.
      Здесь же, в Кравотыни (известной, между прочим, с XV века) - симпатичная Введенская церковь, отреставрированная и ухоженная; ворота были заперты, так что пришлось фотографировать сквозь ограду.

IMG_4827

      Дальше дорога идет через красивый хвойный лес.

IMG_4834

      Почвы здесь по преимуществу песчаные, так что едется не всегда легко: иногда, особенно на подъеме, колеса тяжелогруженого велосипеда буксуют, так что приходится слезать и идти пешком.

IMG_4855

      Вокруг заросли черники, так что время от времени объявляем пятиминутный технический перерыв.

IMG_4842

      Велосипед подготовлен к дальнему походу: сзади багажник и две сумки по 25 литров, на багажнике стропы для мелочей (сейчас там едут бутылки с водой и монастырским квасом - русским изотоником), на руле дополнительный флягодержатель и сумочка-кормушка, по бокам рамы двойная сумка с повербанками для зарядки телефона и гелями для бодрости.

IMG_4846

      Мы ехали, стараясь держаться этого трека везде, где это возможно: но там, где нужно было повернуть в сторону Лежнева, вдруг возник здоровенный забор с грозными надписями - пришлось объезжать через проселок, идущий от деревни Черный Дор.

IMG_4851

      Выезжаем к берегу в районе Лежнева.

IMG_4860

      Песка все больше. Слева видны следы пробуксовки.
IMG_4863

      От Лежнева нужно двигаться в сторону деревни с красивым именем Котчище: Яндекс-карты не видят здесь моста через протоку, но он есть. Очевидно, в старину кот действительно был намного чище, чем в деревнях по соседству: большинство домов здесь удивительной каменной архитектуры (хотя и с уродливыми современными доделками).

IMG_4869

IMG_4870

      Не знаю (и сходу не могу найти) - жил ли тут какой-то местный даровитый строитель или, напротив, вся Тверская область была застроена такими дивными особнячками, но сохранились они только здесь.

IMG_4875

      В остальном - деревня как деревня.

IMG_4887

      Из Котчища мы выбрались на дорогу в сторону Мошенки…

IMG_4890

      …и с изумлением обнаружили на ней свежий замечательный асфальт.

IMG_4895

      "Ого!" - сказали мы сами себе. - "А не доехать ли нам до Осташкова одним днем?". На часах было что-то около шести часов вечера (выехали мы в час дня), позади - семьдесят пять километров, впереди сто с небольшим. По асфальту даже с гружеными байками ехать можно не меньше двадцати километров в час, плюс остановки, фотографирование… Заряженные фары у нас были, так что при некоторой доле везения можно было надеяться к полуночи быть в городе, а дальше, например, ехать сразу домой или подремать часок, сидя в машине. Если бы таинственные лесные жители наблюдали за нами из кустов, они в этот момент наверняка залились беззвучным хохотом.
      Примерно через восемь километров вдали показалась едущая по дороге навстречу машина - едва ли не первая встречная за все время. Несмотря на скопившуюся усталость, я заметил в ней две странности: она ехала очень медленно и при этом вздымала кучу пыли. Еще через несколько секунд все стало ясно: дорога кончилась и начался грейдер.
      Этот тип дороги известен во многих странах, но больше всего его у нас и в Финляндии. Для автомобилей он не очень удобен, но вполне терпим (нужно только ехать помедленнее) - для велосипедов же крайне утомителен. Здесь была худшая его разновидность: покрытая частыми поперечными нервностями и очень густо засыпанная песком. Прямо по нему ехать почти невозможно - очень сильно трясет, несмотря на амортизирующую вилку: через десять километров руки отбиваются так, что нужно стоять, ожидая, пока в них вернется кровь. Ехать по обочине трудно - все время вязнешь в песке. Сверху жарит солнце, со всех сторон атакуют кровососущие насекомые. В результате за ближайшие два часа мы проехали километров пятнадцать - и то благодаря тому, что иногда, очень редко, сбоку оказывалась дорога через поле.

IMG_4903

      Вот он, грейдер.

IMG_4904

      Пейзажи.

IMG_4897

      Наконец, в какой-то момент, увидев отходящую в лес тропу, мы решили проехать по ней: судя по карте, она шла не совсем туда, куда нам нужно, но хоть позволяла немного отойти от грейдера.

IMG_4911

      Закончилась она тоже песчаной дорогой, но хоть немного более удобоваримой. Это деревня Ореховка: здесь тоже есть не отмеченный на карте магазин, но он уже был закрыт.

IMG_4920

      Вечерний грейдер во всей его красе. Здесь можно ехать по левой обочинке, но так бывает не всегда.
IMG_4932

      Мост через протоку.

IMG_4937

      На мостах как раз обычно издевательски положены куски асфальта - но за ними вновь начинается та же ерунда.

IMG_4940

      Посчитав и прикинув время, мы решили попробовать доехать до озера Ласцо, чтобы заночевать на берегу. Времени было впритык, поскольку солнце уже село, а разбивать лагерь при свете фонариков скучнее, чем в сумерках. До него еще шесть километров. Связи нет.

IMG_4951

      Почти в темноте (по меркам июльской ночи) нашли небольшую полянку у самого озера, расставили палатки и, отбиваясь от комаров, приготовили скудный ужин. Это уже утро, собираемся.

IMG_4974

      Озеро Ласцо.

IMG_4983

      При выезде с места ночевки происходит авария: у коллеги рвется цепь. Дело не очень веселое: запасной с собою, естественно, нету, так что приходится чинить эту. Вынимаем при помощи выжимки пин, ставим на место, загоняем - выскакивает через несколько оборотов. Хорошо, что рядом была деревушка (Заозерье) - единственная жилая на тридцать километров: пришлось обратиться к местному населению за молотком и хвостик ему (не населению, конечно) слегка заплющить, после чего он встал на место и больше уже не выскакивал.
      Типичное болото.

IMG_4991

      Типичный, черт его дери, грейдер, но уже поприличнее.

IMG_4997

      Вот он какой.

IMG_5009

      Так мы ехали еще километров тридцать: было очевидно, что рано или поздно асфальт начнется, но произойдет это за пять или пятьдесят километров до Осташкова, предсказать бы никто не взялся. Здешние деревни, показанные на карте - чистая фикция: вот на обочине грейдера возникает синяя табличка "Ровень Мосты", вот через сто метров такая же, но перечеркнутая красной линией, а самой деревни нету, корова слизала языком: только бурьян в человеческий рост.
      Позже деревни все-таки начались, но все какие-то безлюдные: наконец, в одной пейзанин обратился к нам с приветственным криком, так что нам было не зазорно поинтересоваться у него доколе, в смысле когда начнется асфальт. "Через четыре километра, - отвечал он, подумав. - Ну да что это за асфальт, яма на яме". Но нас устроил и такой.

IMG_5020

      "Жалыбня", - пробежал шепот среди собравшейся публики.

IMG_5018

      Еще километров через десять начался уже отличный асфальт, который продолжался до самого Осташкова.

IMG_5031

      А вот, наконец, и он.

IMG_5033

      Вид от пристани на Селигер.

IMG_5044

      Памятник архитектуры (у нас в Котчище таких каждый второй, между прочим).

IMG_5050

      А это, очевидно, не памятник - о реставрации пока и не помышляют.

IMG_5059

      Объехав городок, мы вернулись к машине и нашли ее ровно в таком же виде, как оставили. Разобрали велики, сложили их аккуратно в багажник и поехали домой.
      Всего получилось чуть больше 180 километров (у меня записалось 171, но Страва в какой-то момент вырубилась), из них асфальта примерно 80. Чистой езды 12 с чем-то часов. В один день, даже стартовав ранним утром из Осташкова, проехать теоретически возможно, но лично я бы не взялся - даже в нашем облегченном формате это был весьма утомительный трек. Важно помнить, что значительная часть пути - километров 50-60 - идет по довольно безлюдным местам, где нет ни магазинов, ни сотовой связи: конечно, это не переход через Антарктиду на собачьих упряжках, но некоторую автономность на случай нештатных ситуаций стоит иметь в виду. Из животных встречали куницу и лису. И дикое количество комаров.
Tags: Всемирный путешествователь
Subscribe

  • МАРГИНАЛИИ СОБИРАТЕЛЯ: МАККАВЕЙСКИЙ

    С именем киевского поэта Владимира Николаевича Маккавейского (1893 или 1891 - 1920?) связано одно из самых серьезных искушений в моей книжной…

  • "ДУМКИ"

    Вероятно, многие неудачники, а может быть, и кое-кто из баловней судьбы задумываются о том, какого рода события запускают механизм будущей славы.…

  • ТЕХНИЧЕСКОЕ

    Издательство Ивана Лимбаха (которому я навеки признателен) просит сообщить, что новый тираж "Грифонов" вышел из печати и на этой неделе поступит в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • МАРГИНАЛИИ СОБИРАТЕЛЯ: МАККАВЕЙСКИЙ

    С именем киевского поэта Владимира Николаевича Маккавейского (1893 или 1891 - 1920?) связано одно из самых серьезных искушений в моей книжной…

  • "ДУМКИ"

    Вероятно, многие неудачники, а может быть, и кое-кто из баловней судьбы задумываются о том, какого рода события запускают механизм будущей славы.…

  • ТЕХНИЧЕСКОЕ

    Издательство Ивана Лимбаха (которому я навеки признателен) просит сообщить, что новый тираж "Грифонов" вышел из печати и на этой неделе поступит в…