lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden

• Music:

ИЗРАИЛЬ НА ВЕЛОСИПЕДЕ И ПЕШКОМ (окончание)

Походы в Израиле, как и любой другой стране, имеют свою особенную специфику. Здесь, как мне показалось, из-за компактной застройки не слишком часто предоставляется возможность, наскучив умственной работой за столом, просто выйти из дома и прогуляться километров 5-7 по окрестностям. Для нас, привыкших каждый день проходить не меньше пяти километров, это, конечно, чувствительно – но в Нетании, по счастью, есть безоговорочно приятный маршрут вдоль кромки моря. Поскольку берег здесь весьма обрывистый, нужно сначала добрести до ближайшей лестницы, зато потом можно спокойно шагать по пустынному в это время пляжу: кроме случаев, когда ветер разгуляется и волны начнут добивать прямо до отвесной стены.
      Как раз здесь проходит часть замечательного местного изобретения – национальной тропы: сплошной дороги, пронизывающей всю страну с севера на юг. Разъезжая по разным маршрутам, мы не раз встречали ее (она размечена особыми знаками): иногда она представляет собой утоптанную грунтовку, вполне проезжую и на двух колесах; иногда – каменистую тропу, а порой, на юге, и с элементами лазанья – но всегда, увидев ее на карте, можно быть уверенным, что проход в этом месте точно есть. В районе Нетании она идет вдоль самого моря километров пятнадцать: в южную сторону путь через некоторое время становится довольно неприятным, поскольку между двумя районами города расположена гигантская свалка, медленно сползающая через промоину прямо в Средиземное море; ветер и птицы растаскивают это добро по пляжу, что не радует ни взор, ни обоняние. Впрочем, вскоре тропа все равно выходит на поверхность. Напротив, к северу она идет и идет до устья реки Александр: там есть брод, через который можно перейти и еще немного подняться, но мы уже дальше не пошли – и так полный путь туда и обратно занимал пятнадцать километров: четыре часа, на протяжении которых компьютер мрачно сверкает экраном в пустой квартире, призывая писать на нем, работать за ним.
      Зато Израиль совершенно бесподобен в жанре «немного проехать и потом погулять»: в радиусе часа езды от любого, думаю, места (кроме уж самого сердца пустыни) будут десятки точек, где можно припарковаться и пройтись, имея в виду какую-нибудь занятную достопримечательность: тысячелетнее дерево или развалины замка крестоносцев, поле особенных цветочков, гнездовье гигантских черепах или уж какой-нибудь скромный водопад. Такого рода забав мы посетили чуть не десяток – и, полагаю, если бы задержались еще хоть на полгода, список возможных маршрутов ничуть бы не иссяк, поскольку с каждой неделей ландшафт меняется как в калейдоскопе – одно отцветает, другое расцветает, третий прилетает на кормежку, а четвертый смотрит на все это и радуется. Описывать подряд все эти локальные прогулки немыслимо, да и сопоставимо скучно для лиц по обе стороны монитора; я взял на выборку лишь четыре похода, соединяющих формализуемую цель, высокую декоративность и хотя бы минимальную физическую нагрузку.

1. Шен Рамон в пустыне Негев. Вместе с raf_sh, i_shmael и двумя лицами, пожелавшими остаться неизвестными. Конечно, такой компанией правильнее идти на Эльбрус или Аконкагуа, но раз уж мы все равно тут собрались, глупо было упускать случай и не поискать хоть маленькую, но горку. Сначала мы хотели посмотреть цветочки где-то южнее Иерусалима, но дождь погнал нас на юг: один (собственно, я) резво гнал машину по мокрому шоссе, а другие лихорадочно листали прогнозы погоды, чтобы понять, где начнется ближайшее сухое место. В результате выяснилось, что единственный шанс – пустыня. Перебрав варианты, остановились на этом маршруте: здоровенный каменный клык, торчащий посреди пустыни, обычно безжизненной, но ныне, по случаю весны, поросшей редковатыми пучками растительности.

При слове «пустыня» воображению трудно разгуляться, но в действительности одну никогда не спутаешь с другой: язык по бедности своей не расположен описывать их различия, а между тем, в бедуинском, полагаю, есть минимум двадцать шесть существительных для обозначения песка:

Мы застали тот редкий момент, когда все живое старается наскоро процвести между морозами и палящим солнцем:

Маршрут сперва ведет к стене аммонитов: вставшему при неизвестных обстоятельствах на дыбы куску дна древнего моря, вобравшему сонм древних головоногих. Вероятно, если бы они умели чувствовать, их удивление было бы сродни нашему нынешнему. Кое-какие экземпляры тароватые граждане вылущили из стены, но даже оставшихся достаточно для впечатления.

Удивительные стены.

Тропа проложена вдоль вади – пересохшего русла реки. Тревожно посматриваем на тучки на горизонте, поскольку при сильном дожде оно может наполниться водой за несколько минут.

Даже если не видно по рельефу, линию вади подскажет растительность.

Парадоксальным образом это напоминает крайний север: там тоже последние заросли теснятся вдоль ручьев (но не ради влаги, а благодаря защите от ветра):

На горизонте видна гряда небольших холмов: нам, собственно, туда.

Одинокое дерево в пустыне. Я, конечно, решил, что это анчар.

Сейчас проверим. Нет, кажется, сикомор. Тоже неплохо.

Двигаемся наперегонки с тучей.

Подходим к горке:

Сам подъем получился немного беспокойный: оттуда спускалась огромная группа дебютантов, среди которых, как это иногда бывает, совершенно на безопасном месте вдруг распространилась паника – гид же, как это тоже регулярно случается, спустился первым вниз и невозмутимо болтал с приятелем. Поэтому, подгоняемые близкой тучей и грядущей темнотой, мы терпеливо ждали, не фотографируя (чтобы не нервировать ребят дополнительно). Зато потом резко рванули – и через полчаса стояли наверху.

Круговой обзор:

И дорога вниз:

2. Лес Шокеда и цветение анемонов. Любимое место отдыха трудящихся. Поехали сюда по двум причинам: с одной стороны, все-таки хотелось посмотреть на одно из самых знаменитых цветочных зрелищ этих краев, с другой – опять повсюду лил дождь, так что судьба поневоле гнала далеко на юг. Несмотря на пик сезона, было сравнительно немноголюдно, причем основная масса прогуливающихся оставалась на небольшой территории рядом со стоянкой. Мы же, составив по карте круговой маршрут, прошли километров пятнадцать.

Вот, собственно, анемоновые поля, за которыми сюда и ездят:

Сам рельеф местности очень приятный:

Отдельно растущая орхидея. Явно орхис, но какой? Больше всего похож на omegaifera, но смущает очень уж резкий рисунок на губе.

Вдоль этого ручья обнаружились следы масштабных археологических раскопок – груды древних глиняных черепков, вынесенных на поверхность.

И еще несколько полей:

3. Гора Арбель. Это уже маршрут поинтереснее – с подъемом, переправой и даже небольшим лазаньем. Как мне показалось, в Израиле почти никогда по описаниям похода нельзя заранее предсказать, будут ли на месте толпы любителей, дорогостоящие билетики на вход и асфальтовые тропинки с аттракционами, либо, напротив, ты окажешься совершенно один среди сравнительно дикого пейзажа. Здесь – если идти от подножья, а не заезжать на самый верх (что тоже возможно) – скорее второй случай: надо бросить машину на окраине арабской деревни (NB попробовал найти на карте, как она называется, но увидел только два учреждения посреди голого поля: Ibrahim garage и Bedouin Tent – не ошибетесь). Оттуда начинается тропа.

Первые сто метров подъема выложены каменными ступенями:

Взгляд на деревню внизу:

А это, напротив, наша цель:

Тропа широкая и довольно пологая:

Подходим к пещерам:

Можно подняться прямо к ним:

Прикровенный цикламен:

В сомнительных местах забиты скобы:

Перед вершинкой надо немного пролезть:

Вид с верхней точки:

Спуск благословляется по другой тропе, которая проходит через островок цивилизации – автостоянку и обзорную площадку. Там, в полном соответствии со старинным анекдотом о тигре, сбежавшем из тель-авивского зоопарка, смотритель пытается взять по 20 шекелей за вход, но его коллега-кассирша восклицает из окошка «Авиафар, я уже кассу закрыла, пусть так идут» - то есть кричит-то она на иврите, но смысл все равно понятен. Так что идем дальше, созерцая по пути развалины древней синагоги и блаженствующую рядом с ними группу восточных юношей, демонстративно нас не замечающих.

Дальше нужно резко сбросить высоту и возвращаться к стоянке вдоль этого хорошо видного ручья.

Но в маршруте не написано, а сверху не очевидно, что тропа пересекает его ровно десять раз, вихляясь с берега на берег! Очевидно, в мирное время его перейдет и курица, но тогда, после дождей, он был вполне разливист и могуч, так что переправа через него была в практическом смысле весьма непростой. Но мы, конечно, справились.

4. Гора Фавор. Несмотря на то, что имя ее хорошо известно примерно двум миллиардам лиц, маршрут на ее вершину – один из самых малолюдных: по крайней мере, мы за день не встретили ни одного пешего туриста. Начинается он, как обычно, на окраине деревни: парковки там нет, но оставить машину можно просто на обочине, позаботившись, чтобы она никому не мешала. Маршрут хорошо размечен: это тоже часть национальной тропы.

Очень живописно:

И очень много цветов:

Мандрагора:

Белый анемон:

Асфодель:

Вид вниз:

Асфоделина:

Перед самой вершиной дорога выполаживается, но ее стерегут неподкупные стражи:

Мускари (или очень похожий родственник, забыл название):

На самом верху – католическая церковь, сувенирная лавка (где итальянский послушник варит отличный кофе) и смотровая площадка:

Вид:

Чуть ниже – греческий монастырь, закрытый на замок. Рядом с ним – система скитов, из одного из которых вился дымок. Мы, понятное дело, не стали отвлекать человека от важных занятий и пошли своей дорогой:

Маршрут на Wikiloc'е, которым мы руководились, советовал идти по асфальтовой дороге вниз, а после широкой дугой через деревни, но мы решили срезать через лес.

Солнце уже близилось к закату:

И нас не оставляло чувство, что за нами наблюдает чей-то приязненный и внимательный взгляд: