lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:

Летейская библиотека - 37

     В вышедшем в 1934 году советском фильме «Чапаев» (где «говорящий Чапаев с картины скакал звуковой»; среди тогдашних десятилетних был популярен миф о настоящем, секретном финале – где раненый герой не тонет, а выплывает), так вот, в этом фильме есть запоминающийся эпизод с наступлением войск генерала Каппеля на позицию красных. Пока ровные ряды атакующих чеканят шаг под тревожную барабанную дробь, а актриса возится с заклинившим пулеметом, в стане положительных героев происходит легкое смятение: один из бойцов в панике вскакивает и кричит что-то неразборчивое (понятно только «стреляй»), отчего происходит суматоха и бегство нескольких несознательных элементов (этот род искусства склоняет к языковой агрессии, увы). Впрочем, властный окрик и личный пример командира возвращает беглецов обратно на передовую, а там и каппелевцы подоспели. Так вот, этот нервный красноармеец, с которого началась неразбериха, точнее, не он, а играющий его актер и есть наш сегодняшний герой – Михаил Михайлович Гипси (ударение на второй слог; 1891 – 1942).

     (Основной источник сведений о его допечатной биографии – пространные материалы к жизнеописанию его сына, автора исторических романов Дмитрия Михайловича Балашова (1927 – 2000; энергический конспект его судьбы см. здесь, а надрывный - тут).
     Настоящая фамилия Гипси - Кузнецов, он – шестой ребенок в семье саратовского, позже перебравшегося на Кубань, купца (мука и поташное производство). Учился в Саратовском коммерческом училище, затем в Политехническом институте в Петрограде, откуда перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1916 году в издательстве «Жатва» выпустил первую и единственную книгу стихов «Пленная птица. Записи». Здесь биографы его сына делают паузу, чтобы перейти к краткому очерку послереволюционного существования отца (они его недолюбливают за нервы и космополитизм), а мы повременим: рассмотрим книжку.
     Ей предпослано три предисловия – самого автора и двух совладельцев «Жатвы» - Альвинга и Курлова. (Замечу в скобках, что это довольно странно – среди пяти поэтических сборников, выпущенных этим издательством, предисловие Альвинга есть в двух, а Курлов вообще человек довольно молчаливый и непубличный – чем автор-дебютант их подкупил?). Два предисловия – почти апологетические («поэт <…> в некоторых строках своих песен, красив, красив красотою страдания, и значит – подлинного общения с творчеством»; «у него певучая душа»); в собственном предуведомлении к стихам Гипси обосновывает свое право именоваться футуристом:

     «Я люблю печальную, прозрачную Гуро.
     Умерла Гуро.
     Простой гроб. Никого за гробом.
     (Кажется так – не знаю).
     И только – на гробе ветка сосны.
     Я не успел ей сказать, что люблю ее, верю ей. <…>
     Я люблю кричащего М……………….»

     (Последнее, по всей вероятности – Маяковский, а весь этот пассаж, похоже, послужил источником записи его младшего сына: «дружил с Еленой Гуро и даже самим Маяковским»; никаких документальных подтверждений этой фразе я не нашел).
      Футуризм на уровне полиграфии в книжке если и есть, то самый невинный – автор везде расставляет ударение над своей фамилией и даже именем; в типографии Воронова нужных шрифтов с диакритикой не нашлось и оттого ударные «и» немного отличаются размером,а проклятия наборщиков до сих пор носятся над Моховой. Зато, влекомый, вероятно, тягой к необычности внешнего оформления, Гипси проставил под каждым стихотворением дату и место его написания, а многие снабдил еще и посвящениями. Раз уж мы мало что знаем про его жизнь в 1910 – 1916 годах, так давайте хоть последим за его поездками; расставим, так сказать, флажки на карте. Итак:

     1909, лето – Мариновка (есть в Саратовской губернии, но полно и в других местах)
     1911, февраль – Саратов
     1911, Петроград
     1911, Мариновка
     1913, 28 апреля – 2 мая - Лесной (район Петербурга? Вроде учебный год + стихотворение посвящено Диксу-Леману)
     1913, 20 октября – Петроград
     1914, 6 – 30 марта – Лесной
     1914, 24 мая – Коканд (город на востоке Узбекистана! – чего его туда носило? По торгово-родственным делам?)
     1914, лето – Мариновка
     1914, начало сентября – Кабардинка (село в Краснодарском крае)
     1914, 1 октября – Новороссийск
     1914, осень – Мефодьевский поселок (тоже в окрестностях Краснодара)
     1915, 23 марта – апрель – Москва
     1915, 10 июня – 6 июля – Коканд
     1915, 15 октября – 3 ноября – Москва
     1916, февраль – Москва

      Очень мне жаль, что я не могу похожим образом расположить и прокомментировать его социальную сеть, исходя из посвящений; о большей части их адресатов никаких сведений разыскать не удалось; счастливым исключением является уже упомянутый Борис Дикс (Леман), старший брат автора Алексей Михайлович Кузнецов, издатели книги Курлов и Альвинг, актер А. Рустейкис и – неожиданно – С. И. Селаври – запомнившийся из-за необычной фамилии будущий эмигрант, один из берлинских знакомых Тимофеева-Ресовского, изготовитель галстуков; если вы верите, что на свете есть два полных омонима с такой фамилией, то считайте, что это не он.
      Откуда, кстати, взялся псевдоним «Гипси»? Семейное предание утверждает, что это анаграмма любимого им Ибсена; вполне может быть. Позже, услыхав про английский перевод своего нового имени, Гипси прибавил к фамилии еще и слово «Хипсей», чтобы стало совсем красиво; так он и жил с такой записью в паспорте, «затоптав в себе русскость», по изящному замечанию сыновнего биографа. Детей он (я забегу вперед, чтоб покончить с номинативным сюжетом) назвал Эдвард и Генрик; как только стало можно, старший выбрал себе из телефонной книги фамилию Балашов, а затем ее же взял и младший; имена стали: Дмитрий и Григорий. Отчество оставили.
      Был он, честно говоря, немного непутевым. Знакомясь в 1917 году в театре с девушкой, он подарил ей книгу, украсив ее таким инскриптом:
     «Александре Федоровне Даксергоф от автора книги, Михаила Гипси. - В воспоминание представления "Короля-Арлекина" Лотара в Камерном театре 29 ноября 1917 года. - Я хотел чем-нибудь выразить свою радость кому-нибудь, нет, всем, вернее, радость по поводу прекрасного представления, "Короля-Арлекина". Я стоял около вас, я заговорил с вами, я предложил вам мои папиросы (чудесныя, по-моему,) - я только начинаю к тому же курить и наслаждаюсь курением, возможно по-ребячьи, всем существом и откровенно -- вы отказались -: "Я староверка. Я курю только свои..." сказали вы, тогда я предложил вам свою книгу - у меня больше ничего нет кроме моей книги -... P. S. Мих. Гипси хотелось вам выразить свою радость» (экземпляр в собрании Льва Михайловича Турчинского, которому большое спасибо; другая его смешная дарственная надпись пересказана здесь; девушек он любил – на обороте авантитула «Пленной птицы» перечислены четыре барышни, которым посвящены ее разделы; мотив « - Какой он был нелепый / Задумчиво сказала девушка» (из стихотворения «Странный влюбленный», напечатанного в 1922 году) повторяется у него в стихах регулярно.
     С начала 1920-х годов он работает в свежесозданном петербургском Театре Юного Зрителя, теряясь на фоне победительных звезд его труппы. Леонид Капица, комментируя беседу с одной из них, Клавдией Пугачевой, воспоминал: «и еще об одном исполнителе хочется упомянуть. Он не был среди ведущих актеров, но его страстная преданность театру, его увлеченность даже небольшой ролью неизменно передавались зрителю. Это – Гипси-Хипсей. Почему-то до сих пор помнится его взволнованный порыв, когда, прижимая руки к груди, он кидается к спасенным Тому и Беки. Эта угловатая, искренняя взволнованность неотступно стоит у меня перед глазами».
     Насчет «небольшой роли» - это в точку, играть ему приходилось, фигурально (а порой и буквально) выражаясь, в основном задние ноги лошади. Сохранилась программа московских гастролей ТЮЗа 1936 года: это была первая поездка театра в столицу, к ней долго готовились. Спектакли в буклете разделены на две части «для младшего и среднего возраста» и «для старшего». В первой части Гипси был занят в трех; в «Коньке горбунке» я его чуть не пропустил: после всех действующих лиц (коих там оказалось немало) мельчайшим шрифтом диамант напечатано: «Коней водят М. Гипси и студент Театрального училища ТЮЗа». В спектакле «Тимошкин рудник» играл «1-го бандита» (надеюсь, что роль хотя бы была со словами); в «Томе Сойере» - мистера Фореста, каковым и запомнился Капице. Из трех спектаклей для старшего возраста ему доверили украшать собой сцену в роли дворника в «Плодах просвещения». Примы (Пугачева, Чирков – кстати – прекрасный библиофил, при случае будет история; Черкасов и др.) заняли все остальное.
      Похожая судьба складывалась у него и в кино. Дебютировал Гипси в фильме «Девушка с далекой реки» 1927 года, играя «охотника с гор». Следующая съемка – в том же 1927 году в эпизоде ленты «Турбина № 3». Потом - роль рабочего Шушина-старшего в блокбастере «Золотой клюв» (1929). Дальше – образ колдуна Каму в фантастическом боевике «Каан-Кэрэдэ» (1929). За ним – роль Рахмета, помощника «пророка» в триллере «Кровь земли» (1931; партнерша по съемочной площадке, Буллах-Гардина вспоминала: «Гипси, очевидно, искал «природу образа» в фанатичной силе ислама. Отсюда и гипнотический огонь в глазах, выдуманная нечеловеческая пластичность, «змееподобность» в движениях»). И, наконец, роль Тараса Платоновича в фильме «Счастье» 1932 года. В отличие от всех предыдущих, эта лента сохранилась и вполне общедоступна (кстати, не от нее ли в русский обиход вошло слово «хмырь» - так зовут главного героя; альтернативных этимологий не вижу), я ее честно просмотрел, хоть кино и не люблю. Беда в том, что я так и не понял, кто там Тарас Платонович – качество совсем ужасное. UPD: это не то "Счастье". которое нужно. Гипси действительно играл в несохранившемся этом, а я, как получается, зря, смотрел сохранившееся то; указано nnico). Ну и последняя работа – это «Чапаев», с которого мы начали правдивое повествование. В справочниках, кстати, среди актерского состава этого фильма Гипси не числится, а на его роль указывает семейное предание; отличить его от другого вскочившего и побежавшего солдата помогли мне вы, дорогие читатели, а конкретно высокочтимые martens , i_shmael , aveesiom , ivanov_petrov , kritmassa , aleatorius , coffee_ggirl , i_sh , riftsh , vanmeetin и in_b , принявшие участие в обсуждении.
      В 1926 году Гипси женился на Анне Николаевне Васильевой, художнице, работавшей в том же ТЮЗе (до этого она училась на биологическом факультете университета). В театре ее значение было сопоставимо с мужниным; среди спектаклей, зафиксированных в буклете 1929 года, ею оформлен один, да и то не полностью – она делала костюмы для «Наказанных пройдох».
С началом Великой Отечественной войны театр постепенно сворачивает свою деятельность. Как сообщает его летописец «к осени 1941 года большинство детей из Ленинграда было вывезено. Партийные организации города принимают решение эвакуировать Театр юных зрителей на Урал. <…> 2 января 1942 года театр прибыл в Березники». Гипси, его жену и двоих детей – не взяли с собой, забыли, оставили. Он дежурил на крыше здания театра, чтобы тушить немецкие зажигательные бомбы. Анна Николаевна работала воспитательницей в детском саду, куда смогла устроить детей: наступал голод. Им удалось выбраться в эвакуацию только весной 1942 года, но уже втроем – Гипси умер 5-го января 1942 года в больнице, разместившейся в бывшем Аничковом дворце.


     КРИК В НОЧИ

                Константину Савину

     Что это?
     Чей это крик в ночи
     ужасный?
     Кто посмел разорвать тишину?
     Кто безумный кричал?
     Крикнул он,
     проболел, прозвенел его крик
     и замолк,
     разбился.
     Та же луна,
     те же горы кругом…
     Как далек этот крик.
     Его нет,
     он и не был.

                Лето 1909
                Мариновка

С женой и старшим сыном (из книги: Коняев Н. Дмитрий Балашов. На плахе. М. 2008)



Обложка книги



Кадры из фильма «Чапаев»







Tags: Российская вивлиофика, Собеседник любителей российского слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments