lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:
     Весьма интересная дискуссия о качестве современной литературы (и не только) развернулась здесь.
     На самом к деле к тому, что там было сказано, хотелось бы добавить одну деталь, излагать которую в чужом журнале почел не вполне ловким. Дело в том, что для любого пишущего человека признать ныне здравствующего писателя-соотечественника великим (или хотя бы выдающимся) – задача, чрезвычайно сложная психологически. С покойным это все легче на порядок – говорящий имеет перед ним неоспоримое преимущество, заключающееся в собственной витальности. Но для человека самолюбивого (а кто из литераторов не самолюбив?) сама мысль о том, что рядом, по тем же улицам, ходит совершенно такой же, а то и хуже (неопрятный, неумный, некрасивый) человек, пишущий стократ лучше – невыносима. Мы знаем целые литературные репутации, созданные одной этой эмоцией (Н-н), выраженной, впрочем, в этом конкретном случае в острой гнойной форме, но отрицать ее наличие в любом сочиняющем субъекте (а сейчас сочиняют все, как известно) было бы излишним прекраснодушием.
     Это, в свою очередь, приводит к ряду парадоксов. Наибольшей любовью литературных критиков, например, пользуются авторы, про которых каждый может сказать: «эээ, брат, и я бы мог не хуже написать, да семью кормить надо». Похоже получается и с литературными премиями: компромиссным вариантом для жюри обычно оказывается сочинитель, вызывающий наименьший всплеск завистливых эмоций. Если уж не замечать выдающегося автора-современника никак не удается, то наготове испытанный аргумент: «да, ранний NN действительно ничего, но после «Дырок в душе» я его читать не могу – исписался». Почему-то особенно хорошим тоном считается сказать, что какую-то книгу рецензент «не смог дочитать до конца»: вот, право, странная доблесть!
     На самом деле еще обидно, что авторов, напрочь равнодушных к отзывам на свои труды, не существует. То есть бравировать этим можно и должно («я своих критиков не читаю»), демонстративное пренебрежение – единственное действенное оружие для борьбы с завистниками. Но укусы их, хоть и мелочные, все равно достигают цели. Поэтому – если вам нравится какой-то писатель и есть хоть малейший шанс, что ваши слова попадутся ему на глаза – обязательно нужно сказать об этом. Даже самый избалованный вниманием сочинитель ужасно охоч до чужой похвалы. И долг благодарного читателя – не отказать ему в этой малости.
Tags: Собеседник любителей российского слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments