lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:
     В очень интересной статье высокочтимого френда vepdui «Подмосковная Финно-Угрия» есть любопытная подробность. Вот цитата: «Среди аккуратных двухэтажных домиков еще попадаются образцы с резными наличниками на окнах. В нижней части наличников так называмые «полотенца» выполнены в форме стилизованных гусиных лапок. Да-да, именно этот древний и сакральный охранный финно-угорский символ украшает подмосковные дома».
     Думаю, что существенная часть граждан, живущих ныне в этих домах, и не подозревают о древнем значении того, что на первый взгляд кажется просто декоративным элементом архитектуры. Тем более, что устройство «лапки» очень простое – все металлические лапки, когда-либо мне попадавшиеся среди археологических находок, сделаны примерно одинаково. Зато мы можем проследить на примере другого расхожего финно-угорского животного, как с годами утрачивается первоначальный смысл и внешний вид символа, как он десакрализуется, редуцируется и становится просто декоративным элементом без какой бы то ни было мифологической нагрузки.



     Речь идет о двухголовом коне, который регулярно встречается в раскопках везде, где только попадаются предметы, относимые к «пермскому звериному стилю». Вот, на первой картинке – классическая шумящая коньковая привеска («коньковая» - устоявшийся термин) из моей коллекции. Морды лошадей здесь проработаны настолько тщательно, насколько позволяла технология. Подобные привески попадаются довольно часто и многократно описаны. На концах цепочек могут быть как колокольчики (наш случай), так и разные другие фигурки. Археологи относят аналогичные артефакты к X-XI веку.



     А вот следующий предмет (сосканированный мною из книги «Чудские древности Рифея») уже ясно указывает на то, что мастер помнил, какой формы должен быть амулет, но суть его изображения уже утратилась. То есть зооморфные черты заменяются здесь простой памятью о пластике – две соединенные дуги и привески снизу.



     В третьем случае (картинка из книги Л. Грибовой «Пермский звериный стиль») – мы уже видим, как две лошадиные головы разошлись по разным сторонам деревянного изделия. И, наконец, последняя стадия редуцирования – это деревянный конек, регулярно встречающийся на избах, в том числе, кажется, вне финно-угорских ареалов.
Tags: Почта духов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments