lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:

RE: Пол Остер. Храм Луны. М. 2008

Я не знаю, каков Пол Остер в жизни, но в книгах он всегда сама доброта. Если бы, например, представить себе Платона Каратаева современным начитанным американцем и вообразить роман, вышедший из-под его пера, то получится совершенный «Храм Луны» (или «Мистер Вертиго», «Книга иллюзий» и т.п.). Дело в том, что автор настолько робеет всяких инфернальных ужасов, что на разглядывание недостатков простых смертных банально не остается сил. В его макрокосме зловещий рык и клубы серного дыма настолько видны за каждой декорацией, что герои его, да и сам он поневоле относятся друг к другу как-то мягче. Отрицательных персонажей у него практически нет. В этом романе, например, их только парочка – и оба более чем проходные. Но один из них – букинист, и я, будучи большим ценителем людей этой профессии, все-таки приведу немаленькую цитату:
«Для него книга была не более чем объектом, вещью в мире вещей, то есть по определению ничем не отличалась от какой-нибудь коробки из-под обуви, вантуза или кофеварки. Всякий раз, когда я вываливал перед ним очередную порцию дядиных книг, повторялась одна и та же сцена: старик с брезгливой ухмылкой изучал корешки и перелистывал страницы в поисках пятен и пометок, как человек, сортирующий мусор. Такая вот игра. Принижая товар, Чандлер сбивал цену. За тридцать лет он довел технику до совершенства. Богатейший репертуар: бормотания, реплики в сторону, гримасы, цоканье языком, печальное покачивание головой. Смысл этого спектакля состоял в том, чтобы дать мне прочувствовать всю никчемность моего решения, я должен был сгорать со стыда от одной мысли, что имел такую наглость притащиться к нему с этой макулатурой! И вот за это ты еще хочешь денег? А с мусорщика, который увозит твои отбросы, ты тоже что-то имеешь?». Ну как? Я смеялся как ненормальный, честно говоря.
Так вот, как обычно у Остера, сюжет сводится к путешествию одного хорошего человека среди других хороших людей, причем каждый из них – с какой-нибудь странностью, не дающей читателю заскучать: один раздает пачки денег нищим, другой целыми днями ест, третья танцует в темноте… в общем, кто читал любой из романов Остера, легко вообразит царящую там атмосферу. При этом его главные герои как правило довольно-таки пассивны, т.е. начинают действовать когда их совсем уже припечет. Но им при этом совсем не скучно, а уж тем более не скучно читателю.
Два нотабене – во-первых, в этом романе мы узнаем небольшую (но важную) предысторию Зиммера, главного героя «Книги иллюзий». Во-вторых, если вы будете заказывать книгу в интернет-магазине, то предварительно ознакомитесь примерно с девятью десятками изданий «Вредных советов» и «Зарядок для хвоста» однофамильного Григория Бенционовича. Не смущайтесь этим!

Другой экземпляр я попытался было выложить на chto_chitat, но там, как выяснилось, есть предварительная цензура, а я по маловысокохудожественности обычно не прохожу даже через самые добродушные препоны
Tags: Городская и деревенская библиотека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments