lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:

RE: Люциус Шепард. Новый американский молитвенник. СПб. 2008

Года два назад я случайно купил книжку на тот момент мне неизвестного Шепарда «Жизнь накануне войны» и был ею сильно потрясен. Я вообще охоч до того жанра, который безосновательно называют магическим реализмом, а этот роман еще и принадлежал к лучшим его образцам. Через два дня мне нужно было уезжать почти на месяц, но я успел закупить в дорогу всего вышедшего на тот момент по-русски Шепарда и взять его с собой – и был скорее разочарован; ни одна из остальных повестей (для романов они были мелковаты) не дотягивала по уровню до «Жизни». Но вот вышла новая его книжка и в высшей степени оправдала ожидания.
Критики сравнивают его с Маркесом (что полная ерунда, но стоит любому писателю хоть на секунду засунуть героя в южноамериканские джунгли, как все начинают скандировать «Маркес-Борхес-Кортасар») и с Бэнвиллом (что больше похоже на правду), но на самом деле больше всех он похож на нашего Пелевина. Вот маленький эпизод: главный герой, неожиданно прославившийся писатель, готовится к выступлению в шоу Ларри Кинга (соавтора фразы «Она утонула», если кто не помнит): «Я встал и налил себе еще кофе. Мне хотелось рогалик, но актриса, которая выступала в первой половине шоу, уже выбрала самые лучшие, пронзительно жалуясь при этом на упадок гостеприимства в артистических фойе. Запах ее духов так и ударил мне в нос, когда я подошел к подносу. По какой-то причине, непонятной мне самому, я был дерганый, весь на взводе, напряженно чего-то ждал, как будто мне не по национальному телевидению предстояло выступать, а круглосуточный магазин грабить, и я наблюдал за входом, стараясь выбрать момент, чтобы не подмочить свою безупречную репутацию. Мысли мои метались как угорелые. Я представлял себе, как тычу Ларри пистолетом в морду, связываю его клейкой лентой, швыряю на заднее сиденье автомобиля и мчусь куда глаза глядят, а он ведет свое шоу прямо с трассы…» ну и т.п.
На самом деле, несмотря на все эти бодрые отступления, крепко сбитый сюжет и энергичный action, смысловой центр романа отъединен от фабулы, как у пули со смещенным центром тяжести. Мне не хочется пересказывать содержание (хотя серьезный его фрагмент и вывален прямо на обложку), но основной вопрос романа – как простая комбинация слов вдруг становится мощным оружием в устах произносящего.
Хотя нет, немного надо пересказать (все, все это есть на обложке). В общем, главный герой в какой-то момент приобретает способность сочинять молитвы, которые всегда сбываются. Все, пересказал. Интересно, что вокруг подобных… не сюжетов даже, а, так сказать, феноменальных узлов, выстроены романы П. Кэри «Моя жизнь как фальшивка» и Пола Остера «Храм Луны» - все три, кстати, попались мне случайно на протяжении двух последних месяцев. На самом деле для человека сочиняющего (и даже просто увлеченного тем, что сочиняют другие) вопрос об алхимических сочетаниях слов отнюдь не праздный. И мнение Шепарда по этому вопросу кажется чрезвычайно интересным. Категорически рекомендуется для прочтения.

Копия хранится в ru_books
Tags: Городская и деревенская библиотека
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments