lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:

МАРГИНАЛИИ СОБИРАТЕЛЯ. V. ВЛАДИМИР ЭЛЬСНЕР

      Вот персонаж, вечно ожидающий за кулисами и редко-редко появляющийся на сцене. Киевский студент, письмоводитель в редакции «Чтеца-декламатора», благодаря доступу к его многотиражным возможностям обросший знакомствами и заручившийся почтением среди начинающих; соорганизатор киевского турне Кузмина и Гумилева 1909 года; следующей весной был припомнен и ангажирован последним для важного дела (в первый и последний раз потребовавшись в высшей лиге): поработать шафером на свадьбе Гумилева и Ахматовой. Через полвека Ахматова, узнав о его смерти, вспомнит имя, но перепутает отчество.
      Состоял в переписке с Брюсовым (выслушивая его советы, но делая по-своему); встречался с Сологубом, Кузминым, футуристами: «в Москву приехал из Киева молодой поэт В. Эльснер, стал издаваться у Кожебаткина в "Альционе" и начал бывать у Ларионова-Гончаровой в Большом Палашовском, где появлялся всякий раз в новом пиджачном брючном оформлении и с непременным распусканием павлиньего хвоста. Мы над ним очень смеялись — но терпели для забавы, а он льнул к художникам, своих книжонок ради, — для иллюстраций и украшения».
      Из Киева он перебрался в Москву, оттуда – в Ростов (где, пользуясь совпадением политических векторов, охотно сводил в местной антисоветской прессе литературные счеты – с Блоком, Зенкевичем, Маяковским); в 1920 переехал в Тифлис, где затаился в должности мелкого литературного служащего – и оставался в ней (с осторожными экскурсами в область педагогики) четыре десятилетия. «Он руководил литературным объединением при газете «Молодой сталинец», где я начинал свою журналистскую деятельность. Одновременно Эльснер преподавал «коммунистическую эстетику» искусства в консерватории. Представляю, что он плел лабухам, потому как антисоветчиком был ярым. Правда, великолепно приспособившимся. Маленький, седенький, похожий на белую мышку», - таким он запомнился одному из учеников.
      С этой (намеченной здесь пунктиром) биографией резонирует его прихотливая библиография: три книги в 1913 году (как будто знал, что именно он будет ключевым для советской статистики), потом сорокачетырехлетняя пауза – и (с пятилетним перерывом) еще две. Примерно также они приходили ко мне: одна лет двадцать назад, потом две разом, потом еще одна – и позавчера последняя.

76.24 КБ

Эльснер В. Выбор Париса. 1-я книга стихов. М. «Альциона». 1913.
      Обложка работы Г. Якулова.
      Думаю, что Эльснеру пришлось материально участвовать в печатании двух своих первых книг: для обеих работали лучшие художники своего времени, да и полиграфическое их исполнение безупречно. В библиофильских кругах к ним всегда относились с некоторым почтением (за изящный внешний вид), но редкостью они никогда не считались. Мой экземпляр ничем не примечателен, купил я его еще в прошлом веке.

88.99 КБ 122.37 КБ 158.97 КБ 94.96 КБ

Эльснер В. Пурпур Киферы. Эротика. Фронтиспис Н. Милиоти. Рисунки М. Сарьяна и Г. Якулова. М. «Альциона». 1913.
      Эта книга за свой подзаголовок всегда ценилась чуть больше, хотя эротика здесь довольно специфического свойства: только самый распаленный зритель может воодушевиться изображением индейца, скептически смотрящего на бегемота (см. илл. выше); с другой стороны, 1001-ю статью никто не отменял. Внешность книги безукоризненна, мой экземпляр (отысканный высокочтимым mikl53) абсолютно безупречен.

124.07 КБ

Современные немецкие поэты в переводах Владимира Эльснер. М. Кн-во К. Ф. Некрасова. 1913.
      Обложка Н. Калмакова.
      Работа превосходного художника Калмакова отнюдь не принадлежит к его шедеврам или хотя бы удачам. Книга всегда встречалась довольно часто, да, кажется, и сейчас доступна.

80.23 КБ

Эльснер В.Страны и люди. Стихи. Тбилиси. «Заря Востока». 1957.
      Собирателям хорошо знаком этот казус: для целого ряда поэтов самыми редкими книгами и самыми жгучими дезидератами оказываются не малотиражные дебютные сборники, а оттиснутые в тысячах экземплярах книги сравнительно благополучных лет. Так вышло и с Эльснером: три первые его книги при некоторой настойчивости и готовности к тратам может найти любой, а вот два последних сборника – в высшей степени проблематичны. По крайней мере, я, целенаправленно их разыскивая, потратил на это около двадцати лет – и, в результате, купил их случайно, наткнувшись на них в пыльном и безнадежном углу библиотеки одного покойного книжника, среди подающих надежды и лелеющих фигу в кармане дебютантов 1960-х годов.

124.18 КБ 23.64 КБ

Эльснер В. Образы искусства. Тбилиси. «Заря Востока». 1962.
      С типичным восточным коварством автор украсил этот экземпляр витиеватым инскриптом, не указав имени адресата (напоминает анекдот о юноше, покупающем дюжину открыток с надписью «моей единственной»). Впрочем, других автографов Эльснера у меня нет, так что я все равно им весьма доволен.
Tags: Российская вивлиофика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →