lucas_v_leyden (lucas_v_leyden) wrote,
lucas_v_leyden
lucas_v_leyden

  • Music:

МАЛОСПРАШИВАЕМЫЕ СВЕДЕНИЯ

      1. Об одном из псевдонимов А. Е. Крученых. 2. Фантомные издания Нарбута. 3. Еще раз об альманахе «Ларь».

      1. Среди немногочисленных известных псевдонимов Алексея Елисеевича Крученых есть один, не оставлявший его на протяжении всей жизни: первый раз он фиксируется в 1913 году1 , активно используется в 1919-м2 , переживает второе (точнее, уже третье) рождение в конце 1920 - начале 1930-х3 и снова возникает в библиографии в 1940-е4 : речь идет о подписи «Е. Лунёв». Впервые, кажется, внимание на нее обратил Н. Харджиев, упомянувший вскользь, что «[с]удьба <этого> псевдонима заслуживает отдельного исследования» 5 . Внимательное – не хочется сказать «изучение» - разглядывание? рассматривание? – текстов, подписанных именем Лунёва, не выявляет в них – тематически или формально – какой-нибудь очевидной закономерности, кроме, может быть, единственной: этот псевдоним зачастую возникает в обстоятельствах, так сказать, автоэпиграмматических – когда лирический герой вынужден обособиться от омонимии с автором. Особенно это заметно в 1919 году, когда Лунёв рецензирует книгу Крученыха и книгу о Крученыхе; позже он подписывает глумливо-подобострастный катрен «Бродили вдоль лесной опушки / А. Пушкин и Крученых-Плюшкин / и волчьему внимая вою / хвалили все как таковое» 6 ; еще через некоторое время – выступает составителем сборников юбилейных славословий в честь своего прародителя. Еще одна, стоящая особняком, группа текстов, увенчанных этим псевдонимом, была написана совместно Крученыхом и Хлебниковым; последний, охотно пользуясь чужой маской, делает пометку на обороте рукописи: «Это я пишу не от себя, а для Лунева, он ответственен за высказываемое единство взглядов» 7 ; принципиально, что эта оговорка касается футуристически-энергических слов о Пушкине8 .
      Две напрашивающихся версии относительно этимологии этого псевдонима проще было бы представить по-старинному в виде диалога Лингвиста и Литературоведа; резюмируя, можно возвести его либо к птице лунь (с присущей ей сединой и зоркостью) либо к фамилии Ильи Лунева, героя книги Горького «Трое».
      У меня (в той же умозрительной пьесе скрывшегося за именем Прохожего) есть третья версия: дело в том, что в 1911 году в Херсоне вышла поэтическая книжка под названием «Аккорды. ″Прости″»: автором ее был Ипполит Лунёв, натура, судя по текстам, пылкая и совестливая:

Как ангел ты тогда витала,
Когда солдат лежал больной,
Улыбкой бодрость поднимала,
Казалась нам ты неземной;
Не женщину в тебе всяк видел,
Забыли все различье пола;
Цинизм тогда всяк ненавидел,
В нас умер дикий дух монгола9 etc

      Для Крученыха, херсонского уроженца, дебютировавшего альбомом карикатур на местных знаменитостей10 , издание поэтического сборника на малой родине вряд ли могло пройти незамеченным – хоть он в эти годы и жил уже в столице. Как мне кажется, восторженный и простоватый автор мнился ему воплощением альтернативы собственной судьбы; alter ego, не покинувшим провинцию – и эту маску он, сохранив про запас, использовал при первом же удобном случае.
      Все это, конечно, не более, чем гипотеза.

44.90 КБ 35.79 КБ 43.11 КБ

      2. Среди немногих интересующихся широко известна группа книг Нарбута, получившая справедливое имя «фантомной»: переходя из библиографии в библиографию, они примечательны прежде всего своим категорическим невоплощением: никто и никогда не видел «Вия», «Веретено», «Пасху» etc11 . Несмотря на это, реальность первого издания из этой череды была оговорена самим автором: «Стихов из «Вия» (он — вовсе не итог. Если будешь у брата, погляди обложку для него. Выйдет он, думаю, в начале 1916 г.) не даю, т<ак> к<ак> не хочу разрознять, и по некоторым другим причинам» 12 . Изящную историю, объясняющую этот факт, сам Нарбут некогда рассказывал Н. И. Харджиеву, Харджиев несколькими десятилетиями позже – Л. М. Турчинскому, а Лев Михайлович – совсем недавно – мне. Дело в том, что после скандала с «Аллилуйей» (книга подверглась цензурным гонениям – по расхожему мнению - из-за несоответствия славянского шрифта и сугубо светского содержания) Нарбуту была воспрещена книгоиздательская деятельность (NB были ли юридически подобные прецеденты? не знаю) – и, чтобы обойти этот запрет, он придумал хитрую вещь: выпустить книгу в виде елочной игрушки13 . Понятно, что обычным законам эта книга была не подвластна – никто не может требовать рассылки обязательных экземпляров елочной игрушки ни в библиотеки, ни в цензурный комитет. Первой попыткой этого рода была 3-я книга стихов «Любовь и любовь», вышедшая в 1913 году под маркой книгоиздательства «Наш век»: она состояла из двух стихотворений и была, по словам недружелюбного критика «на ½ сантиметра больше спичечной коробки. Сквозь книгу деликатно пропущен шелковый зеленый шнурок, и вся она чрезвычайно похожа на «премии», вкладываемые крупными кондитерскими в конфетные коробки в целях рекламы» 14 . Собственно, уже и эта книга известна в считанном числе экземпляров: один есть в РНБ и еще один в 1960-е годы хранился в частном собрании. Дошедшая до нас через третьи руки история гласит, что «Вий» был издан точно так же, но просто ему повезло меньше и экземпляры его до наших дней не добрались вовсе (понятно, что при таких бесконечно малых величинах судьба единичных книг решается простой случайностью).
      3. Четыре года назад мне приходилось писать об альманахе «Ларь», вынужденным пунктиром описывая биографии наименее известных его участников; с тех пор на периферии других сюжетов возникал (и тут же скрывался за бесперспективностью) вопрос о поэтической серии издательства «Academia». Несколько месяцев назад, благодаря счастливой случайности и дружескому участию, мне удалось купить оригинал договора на издание «Ларя». Документ этот, числясь одновременно по ведомствам политики, Музы и Мамоны и хронологически принадлежа к одному из последних лет условно вольного книгоиздания, весьма любопытен; привожу его целиком. Рукописные вставки выделены курсивом.

      Ленинград, 20 апреля дня 1927 года. Мы, нижеподписавшиеся, издат-во «Академия» Государственного Института Истории Искусств, в лице Заведующего издательством Александра Александровича КРОЛЕНКО, ниже именуемое «ИЗДАТЕЛЬСТВО» с одной стороны и Члены Союза Поэтов, в лице Павла Николаевича ЛУКНИЦКОГО и Людмилы Михайловны ПОПОВОЙ, нижеименуемые «авторами» с другой стороны, заключили настоящий договор в следующем:
1. Издательство принимает на себя по заказу авторов издание сборника стихов под названием «ЛАРЬ», объемом приблизительно около трех листов по 16 страниц в одну тридцать вторую листа, на бумаге авторов в количестве 1000 (одной тысячи) экземпляров.
2. Вопрос о внешности издания, качестве бумаги и характере шрифта разрешается по взаимному соглашению сторон. На книге обозначается марка изд-ва «Академия».
3. За издание книги авторы уплачивают издательству 120 (сто двадцать) рубл. в нижеследующие сроки: 30 (тридцать) рубл. вносится при подписании договора, 40 (сорок) рубл. по получении последней корректуры и окончательный расчет по отпечатании книги.
4. Издательство обязуется выпустить книгу в течение двух недель со дня подписания договора.
5. Книга по отпечатании поступает полностью в распоряжение авторов за вычетом 150 экземпл. подлежащих сдаче в Гублит, цензуру, в архив Изд-ва и в прессу для отзыва.
6. Авторы частично передают распространение книги на склад издательства «Академия». Номинальная цена устанавливается по взаимному соглашению сторон, причем склад получает с номинальной цены (50 коп.) пятьдесят %% скидки. Раз в три месяца изд-во представляет отчет о проданных экземплярах и производит по ним расчет.
7. Юридические адреса сторон: Изд-ва – Ленинград, пр. Володарского 40, тел. 138-98. Авторов П. Н. Лукницкого – ул. 3 Июля 8 кв. 6 т. – 58-73. Л. М. Поповой – Зимин пер. д. 3 кв. 9 т. 244-14.

[Подписи, марка гербового сбора]

102.38 КБ

==
1Примечание к стихам «Месяц плывучий...», «Небо душно и пахнет сизью и выменем...» и «В мигов нечет...» из книги Крученыха «Помада» (М. 1913), где указано, что они написаны совместно с Е. Луневым. Существовавшая в прошлом веке атрибуция псевдонима «Лунёв» Хлебникову (см., напр.: ЛО. 1996. № 5/6. С. 37) кажется мне ошибочной.
2Этим именем подписаны рецензии на книги самого Крученыха «Ожирение роз» и «Малохолия в капоте» (Куранты. 1919. № 2. С. 25) и отзыв о книге Терентьева о нем «А. Крученых грандиозарь» (Там же). Подробнее см.: Русские советские писатели. Поэты. Биобиблиографический указатель. Том 11. С. Клычков – П. Кустов. М. 1988.
3Эпиграммы в трех выпусках «Турнира поэтов» (1928 – 1934).
4Напр.: День рождения А.Кручёных. Залпы поздравлений / От трёх поколений. 22 февраля 1946 г. Собрал Е.Лунёв. М., 1946; Урожайный год. Сборник экспромтов и стихотворений Аль-Алисы, Ф.Буки, Л.Кассиля, С.Кирсанова, А.Кручёных, Е.Лунёва, Л.Мартынова, С.Михалкова, Н.Никодимова. Собрал Е.Лунёв. М., 1947; Новогодка 1947.. Собрал Е.Лунёв. М., 1947 (описания взяты из примечаний С. Сухопарова к книге: Алексей Крученых в свидетельствах современников. Мюнхен. 1994).
5Харджиев Н. От Маяковского до Крученых. Избранные работы о русском футуризме. М. 2006. С. 415.
6Там же. С. 421
7Хлебников В. Собрание произведений. Т. 5. Л. 1933. С. 340. В следующих изданиях эта фраза читается немного иначе (Хлебников В. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 1. М. 2005. С. 421).
8См. важный комментарий к этому эпизоду: Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М. 1993. С. 155.
9Из стихотворения «Сестра милосердия» (Лунёв И. Аккорды «Прости». Стихотворения. Херсон. 1911. С. 000).
10Крученых А. Весь Херсон в карикатурах, шаржах и портретах. Вып. 1—2. Херсон.1910
11Этот библиографический парадокс отмечен в: Тименчик Р. Д. К вопросу о библиографии В. И. Нарбута // De visu. 1993. № 11. С. 57.
12Письмо к М. Зенкевичу от 4 ноября 1915 года // Нарбут В., Зенкевич М. Статьи. Рецензии. Письма. Сост., подг. текста и прим. М. Котовой, С. Зенкевича, О. Лекманова. М. 2008. С. 254
13Впервые об этом способе обойти цензуру применительно к сборнику «Любовь и любовь» сказано в работе: Нарбут Т. Р., Устиновский В. Н. Владимир Нарбут // Ново-Басманная, 19. М. 1990. С. 318.
14Черный С. Собрание сочинений. Т. 3. М. 1996. С. 361
Tags: Российская вивлиофика, Собеседник любителей российского слова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments